Учебный
проект по математике в 11-м классе по теме "Применение логарифмов
учитель математики
Разделы: Математика, Физика, Астрономия, Литература, Музыка, Внеклассная
работа
Методическое представление:
1. Введение.
2. Методический
паспорт учебного проекта.
3. Осуществление
проекта.
4. Выводы.
5. Работы
учащихся в рамках учебного проекта.
Введение:
«Проект – это совокупность определенных действий, документов,
предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета,
создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая
деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих
навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления»
(Е.С.Полат).
Педагог в этой ситуации не только активный участник
образовательного процесса: он не столько учит, сколько понимает и чувствует,
как ребенок учится сам. Это задача личностно ориентированной педагогики.
Роль учителя в проектной деятельности:
1. Помогает
ученикам в поиске источников;
2. Сам
является источником информации;
3. Координирует
весь процесс;
4. Поддерживает
и поощряет учеников;
5. Поддерживает
непрерывную связь с детьми;
6. Организует
представление результатов работы в различных формах.
Проектное обучение активизирует усвоение знаний учениками,
поскольку оно:
1. Ориентировано
на личность учащегося;
2. Использует
множество дидактических приемов;
3. Самомотивируемо;
4. Позволяет
самореализоваться учащимся и приносит им удовлетворение от собственного труда.
Анализируя учебный проект, педагог мысленно представляет себе
реакцию детей, обдумывает форму предложения рассмотреть проблему, найти решение
задачи проекта, окунуться в ситуацию сюжета. Учащиеся личностно и «присваивая»
проблему проекта, стремятся к оптимальной форме её разрешения, что повышает
качество обучения.
Проект – это результат скоординированных совместных действий
группы или нескольких групп учащихся.
Работа над проектом
проходит в шесть этапов.
Этапы работы
|
Содержание
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
Подготовка
|
Определение
темы и целей проекта
|
Обсуждают
предмет с учителем и получают при необходимости информацию, устанавливают
цели.
|
Знакомит
со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке
целей.
|
Планирование
|
1. Определение
источников информации;
2. Определение
способов сбора и анализа информации;
3. Определение
способа представления результатов;
4. Установление
процедур и критериев оценки результатов и процесса; Разделение задач
(обязанностей между членами команды)
|
Вырабатывают
план действий, формируют задачи
|
Предлагает
идеи, высказывает предположения
|
Исследование
|
Сбор
информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты:
·
интервью,
·
опросы,
·
наблюдения,
·
эксперименты,
·
работа с дополнительной литературой.
|
Выполняют
исследование, решая промежуточные задачи
|
Наблюдает,
советует, косвенно руководит деятельностью
|
Результаты и (или) выводы
|
Анализ
информации. Формулирование выводов
|
Анализируют
информацию
|
Наблюдает,
советует
|
Представление (или отчет)
|
Возможные
формы представления результатов (отчета):
·
устный отчет,
·
устный отчет с демонстрацией материалов,
·
письменный отчет
|
Отчитываются,
обсуждают результаты
|
Слушает,
задает целенаправленные вопросы в роли рядового участника
|
Оценка результатов и процесса в целом
|
|
Участвуют
в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
|
Оценивает
усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал
продолжения, качество отчета.
|
Методический паспорт учебного проекта
Адресация: учебный проект адресован учащимся 11-х классов для
более глубокого ознакомления с темой «Показательная и логарифмическая функции.
Производная показательной и логарифмической функций». Программой на эти темы
отводится 28 часов.
1. Возраст
учащихся: 11-й класс.
2. Время работы
над проектом: февраль 2016 года – апрель 2016года.
3. Режим
работы:3часа в неделю, урочно-внеурочный.
4. Материально-техническое
и учебно-методическое оснащение: учебная и учебно-методическая литература,
дополнительная литература, компьютер с доступом в Интернет, сканер.
5. Дополнительно
привлекаемые участники: библиотекарь, работники банка, учитель музыки, учитель
биологии, учитель физики и астрономии, учитель литературы, психолог.
Тематическое планирование:
1. Показательная
функция – 3 часа
2. Решение
показательных уравнений и неравенств – 4 часа
3. Логарифмы
и их свойства – 4 часа
4. Логарифмическая
функция – 4 часа
5. Решение
логарифмических уравнений и неравенств – 4 часов
6. Понятие
об обратной функции – 1 час
7. Производная
показательной функции. Число е – 3 часа
8. Производная
логарифмической функции – 3 часа
9. Защита
творческих проектов – 2 часа
Образовательные, развивающие, воспитательные цели и задачи:
·
Изучить основные свойства логарифмов и показать их применение в
ходе преобразования выражений, содержащих логарифмы. Рассмотреть решение
показательных и логарифмических уравнений и неравенств. Изучить свойства
показательной и логарифмической функций. Сформировать представление о числе е. Научить
находить производную и первообразную показательной и логарифмической функций.
Показать применение логарифмов;
·
Вовлечь учащихся в различные виды деятельности;
·
Научить самостоятельному приобретению новых знаний;
·
Помочь учащимся в постановке и формулировке темы своего доклада,
личностной мотивации выбора;
·
Организовать деятельность учащихся как индивидуальную, так и
групповую.
·
Развивать интерес к предмету;
·
Развивать навыки мыслительной деятельности при проектировании,
планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе,
структурировании информации;
·
Развивать навыки самоанализа и рефлексии.
Характеристика учебного проекта (по типологическим признакам)
1. Доминирующий
вид деятельности: исследовательский.
2. Предметно-содержательная
область: межпредметный (экономика, биология, физика, литература, музыка,
астрономия, психология).
3. Характер
координации проекта: непосредственный (гибкий).
4. Характер
контактов: внутришкольный, внешкольный (работники банка).
5. Количество
участников: групповой (2-3 человека).
6. Продолжительность:
долгосрочный (февраль2006года – апрель2006года)
Осуществление проекта
1-й этап: организационный:
Выбрав темы своего исследования, учащиеся разделились на группы,
определили задачи и спланировали свою деятельность.
Образовалось 10 групп по 2-3 человека.
Были выбраны следующие темы будущих проектов:
Роль учителя – направляющая на основе мотивации.
2-й этап: поисковый и исследовательский:
Учащиеся изучали дополнительную литературу, собирали информацию
по своей теме, готовили наглядное представление своих исследований. Роль
учителя – наблюдательная, консультирующая, учащиеся в основном работали
самостоятельно.
3-й этап: презентация проекта:
Проведение конференции, учащиеся публично, наглядно представляют
результат своей проектной деятельности в виде мультимедийной презентации.
Роль учителя – сотрудничество.
Общие выводы. Заключение.
Осуществление данного учебного проекта позволило учащимся развить
свои навыки работы не только с дополнительными источниками по математике, но и
с компьютером, сформировать навыки работы в сети Интернет, а также
коммуникативные способности учащихся.
Участие в осуществлении проекта позволит углубить знания по
применению математики в различных областях, а также закрепить знания по
указанной теме. Следует отметить, что полученные в ходе осуществления проекта
знания извлекаются с конкретной целью и являются объектом заинтересованности
ученика. Это способствует их глубокому усвоению.
В целом работа по проекту прошла успешно, в ней приняли участие
практически все ученики 11 класса. Каждый был вовлечен в мыслительную
деятельность по данной проблематике, приобрел новые знания путем
самостоятельной работы. На заключительном этапе были апробированы практические
приемы работы, проведен самоанализ в виде презентации.
Проектная деятельность учащихся способствует истинному обучению,
т.к. она:
1. Личностно
ориентирована;
2. Характеризуется
возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;
3. Позволяет
реализовать педагогические цели на всех этапах;
4. Позволяет
учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
5. Приносит
удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Эти ценные моменты, которые дает участие в проектах, необходимо
шире использовать в практике развития интеллектуальных и творческих
способностей школьников. Таким образом, использование метода учебных проектов в
педагогической работе определяется необходимостью формирования личности 21 века,
личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут
интеллект человека и инфо
Комментариев нет:
Отправить комментарий